Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

© 2008-2024
вход
Главная |  О проекте |  Фотографии |  География |  Хронология |  Поиск |  Обратная связь |  Форумы |  ЖЖ |  Новости
 
Вся география
Российская Федерация
 Республика Карелия
  Кондопожский район
   Кондопога
Быстрый поиск:
   
Авторские публикации
   
Комментарий
 
Изображение большого размера (откроется в отдельном окне)см. полноразмерный снимок
Военнопленные австрийцы у барака [около станции Кивач].
1916 год
С. М. Прокудин-Горский.

Комментарий к снимку:

На Петрозаводск-Сорокскую линию в 1-й половине 1915 г. было отпущено из Омского военного округа 8100 военнопленных. Во второй половине лета на Мурманскую линию было командировано 2100 военнопленных.
На места расквартирования военнопленных командировались агенты Управления, отбиравшие годных для работ людей, как в отношении их физического состояния, так и профессий до привлечения в ряды армии.
Военное ведомство доставляло эшелонами пленных в Петроград и Архангельск, где они сдавались специально сформированной охране из кавказских народностей.
На линии пленные размещались воинским порядком в отдельных помещениях (бараках). При нахождении на работах они находились также под охраной.
Постепенно пленные привыкли к окружающей обстановке. Хотя были случаи побегов, но крайне незначительные: бежало около 75 человек, причем почти все бежавшие были задержаны.
Преобладающее большинство пленных были австрийские славяне. Большинство из них понимало русскую речь, многие говорили по-русски, а некоторые и читали.
Ими исполнялись земляные и плотницкие работы. Пищу готовили они себе сами – для этого среди них нашлись повара и ученые пекари из венских ресторанов и пекарен.
Хотя военнопленные и были непревычны к северному климату, но, в общем, хорошо переносили климатические условия края. Лишь к концу года более слабый элемент стал болеть, и несколько сот пленных пришлось эвакуировать .
Продуктивность работы военнопленных была ниже свободных рабочих русских и финнов на 20-25%.

«Мурманская железная дорога.» Краткий очерк постройки. Петроград. 1916 г. (в сокращении).

.........................................................................................................



Военнопленные на строительстве Мурманской жел. дороги.

В строительных работах участвовало до 57,5 тысяч военнопленных, а не 40 тысяч, как утверждается в совр. источниках.
Исследования записей о смерти военнопленных в метрических книгах Олонецкой и Архангельской духовных консисторий, хранящихся в Нац. архиве респ. Карелия, позволили выявить 375 военнопленных, умерших на строительстве железной дороги, а также места их компактного захоронения.
В Петрозаводском уезде по метрическим записям о смерти Олонецкой духовной консистории установлено 180 умерших военнопленных.

Алфавитные книги и сведения из данных розыска умерших военнопленных Центральным Справочным бюро, свидетельств о смерти военнопленных в больницах, данные Петроградского жандармского полицейского управления железных дорог о смерти военнопленных, позволили выявить еще более 100 умерших. Средний возраст умерших во время строительства военнопленных составил 35 лет.

На территории Карелии установлено существование 16 кладбищ военнопленных и отдельных участков в т.ч. кладбище "близ карьера 50 верста" (совр. г. Кондопога).
В наст. время ни одно из мест погребений военнопленных, умерших на строительстве Мурманской ж.д., на местности не установлено.

Страницы архивных фондов Нац. архива респ. Карелии открывают картины тяжелого положения военнопленных, их изнурительного труда в условиях холодов без теплой одежды, издевательских условий ее приобретения только за счет сверхурочных работ, неудовлетворительности бараков элементарным санитарным нормам, несвоевременной медицинской помощи и запоздалых действий по эвакуации больных, факты происшествий в ходе стройки, полного бесправия военнопленных неславянских национальностей, использования их бесплатного труда для личных нужд подрядчиков, инженеров, мастеров, чинов полицейского жандармского контроля, принудительного привлечения больных и слабосильных военнопленных к тяжелым работам, бесполезных попыток администрации стройки улучшить положение военнопленных и справиться с болезнями: цингой, туберкулезом, ссыпным тифом, сведения о побегах и способах их осуществления, издевательствах стражников над бесправными военнопленными.

Карьер [на 50-й версте] около станции [Кивач].

......................................................................................................



Мнение морского министра Григоровича.

14 сентября 1916 г. глава М.П.С. Трепов, по поручению Николая II лично осмотреть Мурманскую железную дорогу, отправился из Петрограда по жел. дороге на Мурман (от Кеми до Кандалакши плыл на пароходе из-за неготовности пути), где 21.9.1916 у ст. Мурман участвовал в торжественной закладке Никольского храма, что стало считаться основанием города Романов-на-Мурмане.
Министр считал, что ведомство, в общем, успешно справляется с возложенной на него задачей, а замеченные частичные недочеты будут исправлены.

Резкую оценку увиденному дал И.К.Григорович, который вместе с Треповым был в той поездке.

"Поездка эта произвела на меня отвратительное впечатление, видно было, все жалобы, которые до меня доходили, верны. Рабочие и пленные, работающие на дороге, содержатся плохо, о них мало заботятся, особенно о китайцах, которые за работу получают мало, почти голые и голодные, но с них дерут большие деньги за все, что им необходимо, так что заработка не хватает. Я был свидетелем полного отчаяния этих людей и даже скандалов, о чем говорил Министру путей сообщения, но он близко к сердцу это не принимает, а главный инженер-строитель [Горячковский ?] нас успокаивал и обещал улучшить положение рабочих, но было видно, что он попросту обманывал".

Когда А.Ф.Трепов попросил подписать телеграмму на имя Государя об открытии дороги, Григорович отказался.



См. обсуждение (№ 12654)
См. обсуждение (№ 19410)
См. обсуждение (№ 19512)




Фотографии
география
карта фотографий
альбомы
фото-сравнения
реставрация
почтовые открытки
иллюстрации
тематические метки
идентификация
список Хантингтона
список 416
Прокудин-Горский
хронология жизни
штрихи к портрету
библиография
ссылки
Присоединяйтесь!

БЛАГОДАРНОСТИ
Из фото-коллекции



Копаево.
Из хронологии
1890:
Прокудин-Горский женится на Анне Александровне Лавровой и становится директором правления Товарищества Гатчинских колокольных, медеплавильных и сталелитейных заводов, которые принадлежали государству.
Обновления и блог
Лента новостей RSS

Живой Журнал

Рассылка 'Прокудин-Горский. Фотографии. История. Наследие.'
 
2008-2024 © «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с указанием источника.

Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL