Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского»

© 2008-2017
вход
Главная |  О проекте |  Фотографии |  География |  Хронология |  Поиск |  Обратная связь |  Форумы |  ЖЖ |  Новости
 
К списку материалов
Источник: Мультимедийное издание "Каменск-Уральский на снимках С. М. Прокудина-Горского"
Автор: Дмитрий Анчугов.

Каменск-Уральский на снимках С. М. Прокудина-Горского

"Память, поддержанная визуально,
благодаря интересно представленному предмету,
далеко превзойдет наши обычные способы запоминания"

С.М. Прокудин-Горский
Нет предела моей радости, когда я вижу, сколько снимков сделал Сергей Михайлович в наших краях. Это, наверное, и неудивительно, поскольку со времени освоения Урала ему всегда придавалось большое значение. Но, тем не менее, стоит заметить, что первым планируемым регионом, с которого фотограф хотел начать свой глобальный проект, являлся Урал. То, что начать ему пришлось с Мариинского канала, говорит лишь о просьбе царя Николая и соответствующего Министерства, оставить без внимания которые Сергей Михайлович, конечно же, не мог. Но и это пошло, скорее, на пользу. Поскольку в этом обзоре происходила необходимая практика. Ведь согласитесь, что и в наше время непросто проделать такой большой путь, выискивая каждый раз точки для съемки. А каково было Сергею Михайловичу и его помощникам? Представьте все наследие этого человека и оцените этот поистине колоссальный труд!
Но вернемся к Уралу. Сергей Михайлович был на Урале в рамках фотоэкспедиций в августе-сентябре 1909-го, в 1910 и 1912 годах. В первой и второй поездках он ориентировался на съемку городов и поселений ("Виды промышленного Урала"). Третья поездка, включающая в себя районы Западной Сибири, была "привязана" к рекам и называлась "Камско-Тобольский водный путь". Три альбома выгодно дополняют друг друга. (Есть основания также предполагать, что на Урале он бывал и ранее 1909 года. Но это тема отдельного исследования.)
Судя по фотографиям, Сергей Михайлович побывал практически на всем протяжении Среднего Урала. Много снимков Южного (особенно "отростка" Челябинской области в сторону Уфы), Предуралья и Зауралья. Пермь и Уфа – на западе, Ныроб и Верхотурье – на севере, Тобольск и Ялуторовск – на востоке, Челябинск и Шадринск – на юге. Одним городам повезло больше, другим меньше. Какие-то вообще не попали в маршрут. Но от этого вклад Сергея Михайловича не стал менее весомым. Будем рады и тому, что имеем.
В результате проделанной работы мне удалось выявить снимки, относящиеся к нашему обширному региону. Это современные Свердловская, Тюменская, Курганская, Челябинская области, Пермский край и Башкирия. В итоге описано 638 фотографий, из них сохранилось 587, причем цветных 432 (статистика по состоянию на 2005 г.). Огорчает, что некоторые фотографии отсутствуют даже в монохромном варианте. Да и цветные далеко не все. Где-то сейчас эти фотопластинки? Может быть пылятся в каком-нибудь архиве, дожидаясь своего часа, а может – безвозвратно утеряны. Бог ведает.
Известный каменский краевед Любовь Васильевна Зенкова "откопала" в Шадринском государственном архиве копию "Указа Святейшего Синода от 19 июля 1910 года о разрешении Надворному Советнику Прокудину-Горскому делать в местностях по Каме, Волге, Южному и Северному Уралам фотографические снимки существующим в этих местностях памятниках церковной древности, церквей и монастырей". Такие копии указа циркулярно рассылались не только в духовные консистории, но доходили и до благочинных церковных округов и, предположительно, передавались и на приходы.
Отдельного разговора требуют снимки Каменска-Уральского.
Вообще-то Каменский Завод располагался в стороне от маршрута фотографа. Но это не помешало путешественнику проделать "лишние" 300 км, для того чтобы сделать 38 (!) снимков нашей местности (цветных видов города сохранилось только 6). По количеству фотографий Каменск (тогда еще заводской поселок) занимает третье место после Екатеринбурга и Златоуста (всего в альбомах "представлен" 31 современный город). И, похоже, сам мастер придавал ему большое значение, поскольку в альбоме снимки нашего города и окрестных красот природы идут после видов Перми и Екатеринбурга[1]. И вот здесь возникают вопросы, на которые еще предстоит поискать ответы.
Но уже сейчас можно с уверенностью сказать: в Каменском Заводе Сергея Михайловича сопровождал В. Л. Метенков[2]! Некоторые каменские фотографии Прокудина-Горского очень похожи на метенковские. Даже точки, с которых производилась съемка, выбраны почти одни и те же.
С. М. Прокудин-Горский,
"Вид на Каменский чугунно-плавильный завод"
В. Л. Метенков,
"На Урале. Каменский завод" [открытка №288]
 
С. М. Прокудин-Горский,
"Деревня Новый Завод на р. Каменке"[3]
В. Л. Метенков,
"На Урале. Река Каменка в окрестност. Каменского завод" [открытка №293]
 
С. М. Прокудин-Горский,
"Сосненская мельница с плотиной"
В. Л. Метенков,
"На Урале. Река Исеть. Карабатовская мельница" [открытка №296]
 
С. М. Прокудин-Горский,
"Вид на реку Исеть у Каменского завода."
В. Л. Метенков,
"На Урале. Река Исеть. Берег близ Каменского завода" [открытка №298]
 
Сначала подумалось, что проводник, водивший фотографов по Каменску и окрестностям, был одним и тем же человеком. Но анализ открыток Вениамина Леонтьевича и фотографий Сергея Михайловича убеждают в том, что снимали в Каменском Заводе они все-таки вместе. Вот на открытке № 294 запечатлен тот же человек, что и у Прокудина-Горского.
С. М. Прокудин-Горский,
"Рыболов на р. Исети"
В. Л. Метенков,
"На Урале. Река Исеть в окрестностях Каменского завода" [открытка №294]
Увеличенные фрагменты:
 
Дальше — больше. И вот на открытке Метенкова под названием "На Уралъ. № 295. Ръка Исеть въ окрестност. Каменскаго завода" мы видим самого Сергея Михайловича, сидящего на берегу Исети, его помощников и фотокамеру![4]
Увеличенный фрагмент открытки В. Л. Метенков.
Открытка № 295. "На Урале. Река Исеть в окрестностях Каменского завода"
 
Даже позу Прокудин-Горский принял такую же как и на его снимке 1912 года "Ночевка у камня на берегу Чусовой" (альбом "Камско-Тобольский водный путь").
С. М. Прокудин-Горский.
Увеличенный фрагмент снимка "Ночевка у камня на берегу Чусовой"
В. Л. Метенков.
Увеличенный фрагмент открытки № 295. "На Урале. Река Исеть в окрестностях Каменского завода"
 
Поразительно... и в то же время логично. Эти люди ну просто не могли не встретиться на уральской земле. Да и такое сотрудничество двух мастеров шло на пользу обоим. Пока что нельзя сказать достоверно, сопровождал ли Метенков Прокудина-Горского и по другим направлениям (такой анализ мной не проводился), но то, что происходило общение и обсуждение объектов предстоящей съемки между фотолетописцем России и фотолетописцем Урала — факт практически стопроцентный.
Вот так два великих мастера сделали свой весомый вклад и в копилку каменских видов.
Примечания от редакции проекта:

[1] Снимки в альбомах обычно располагались хронологически по пути следования фотографа;  [назад]
[2] Метенков Вениамин Леонтьевич (1857-1933) — известный уральский фотограф;  [назад]
[3] На этой фотографии Прокудина-Горского и открытке Метенкова совпадают интересные детали: фигура у плетня (справа) и две домашние птицы на берегу (в центре). См. обсуждение  [назад]
[4] На этой открытке Метенкова кроме самого Сергея Михайловича изображен его сын — Дмитрий Сергеевич Прокудин-Горский (крайний слева). См. обсуждение  [назад]
Фотографии
география
карта фотографий
альбомы
фото-сравнения
реставрация
почтовые открытки
иллюстрации
тематические метки
идентификация
список Хантингтона
список 416
Прокудин-Горский
хронология жизни
штрихи к портрету
библиография
ссылки
Присоединяйтесь!

БЛАГОДАРНОСТИ
Из фото-коллекции



Из хронологии
:
Обновления и блог
Лента новостей RSS

Живой Журнал

Рассылка 'Прокудин-Горский. Фотографии. История. Наследие.'
 
2008-2017 © «Наследие С. М. Прокудина-Горского»
Электронное периодическое издание «Храмы России». Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-35747 от 31 марта 2009 г.
Перепечатка или воспроизведение материалов любым способом полностью или по частям допускается только с указанием источника.

Хостинг предоставлен компанией DotNetPark: SharePoint hosting, ASP.NET, SQL