Открытый исследовательский проект «Наследие С. М. Прокудина-Горского» |
© 2008-2024 вход |
|
Главная |
О проекте |
Фотографии |
География |
Хронология |
Поиск |
Обратная связь |
|
Комментарий к снимку:Памятник-обелиск воздвигнут в честь Императора Петра Великого на том месте, где в 1711 году он отдыхал осматривая будущий водораздел водной коммуникации и мимо которого, по поручению Царя, прошел с первой нивиллировкой инженер Перри.
За памятником видны остатки шлюза св.Петра. Надписи на памятнике: "ПЕТРОВУ мысль МАРИЯ свершила." "В ознаменование ЛЮБВИ К ОТЕЧЕСТВУ канал сей наименован МАРИИНСКИМ." "Зиждитель пользы и славы народа своего ВЕЛИКИЙ ПЕТР, здесь помышляя о судоходстве, отдыхал на сем самом месте в 1711 году. Благоговейте сыны России." "Щедрым предстательством ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ начат сей канал 1799 года по повелению СУПРУГА ЕЯ ИМПЕРАТОРА ПАВЛА I-го, довершен при СЫНЕ ЕЯ ИМПЕРАТОРЕ АЛЕКСАНДРЕ I, по повелению КОЕГО монумент сей сооружен." ............................................................................................................. Был ли Пётр I на водоразделе Вытегры и Ковжи в 1711 году? Памятник-обелиск воздвигнут в честь Императора Петра Великого на том месте, где в 1711 году он отдыхал, осматривая будущий водораздел водной коммуникации, и мимо которого, по поручению Царя, прошел с первой нивиллировкой инженер Перри. Тектс на обелиске: "Зиждитель пользы и славы народа своего Великий Петр здесь помышлял о судоходстве." "Отдыхал на сем месте в 1711 году. Благоговейте, сыны России!" Эти надписи в известной мере отражают господствовавшую в 19 в. (как и сейчас) официальную точку зрения. ...Итак, осенью 1709 года Петр задумывается над поисками нового водного пути. В начале 1710 года Перри получает царский указ и уезжает в леса Озерного края. А в следующем 1711 г., если верить надписи на обелиске, Петр лично отправился на водораздел Ковжи и Вытегры. Здесь, по утверждению авторов истории Мариинской системы, он провел десять дней, живя в шалаше. Однако в многочисленных книгах почему-то не приводятся ни точная дата пребывания Петра на водоразделе, ни подробности его трудов. Попробуем, в связи с этим, критически проанализировать некоторые исторические источники, и, прежде всего, надпись на обелиске. Обелиск был воздвигнут при Александре I [в 1806 г.], т.е. много лет спустя после первого события, отмеченного его памятными надписями. Эти надписи сделаны, несомненно, на основании ранее опубликованных исторических печатных работ. Каких именно? По-видимому, им является журнал «Отечественные записки» за сентябрь 1821 года. В этом журнале была напечатана статья Павла Львова «Петр Первый, творец Мариинского канала». [В 1801 г. П.Львов - помощник директора Мариинского канала и старш. смотритель по хозчасти.] Статья написана в свойственном времени стиле. Автор в одном месте упоминает о своей службе «при работах Мариинского канала» и, следовательно, может считаться человеком, относительно компетентным в его истории. Он пишет, что Петр лично был «посереди тех мхов зыбучих и дремучих лесов, где Вытегра и Ковжа доселе укрывались, виясь неприметно от исходищ своих по непроходимой дебри» и прожил «на берегу безвестного озера (ныне называемого Матко-озеро) десять суток под лиственным кровом из березовых ветвей сплетенного шалаша, претерпевая во всем крайнюю нужду». Итак, — десять суток на водоразделе в 1711 году. Казалось бы, отсутствие Петра в столице в течение по крайней мере двух недель (считая дорогу) должно было оставить какой-то след в летописях. Известно, что при Петре велись особые походные журналы («юрналы»), в которых отмечались различные события жизни царского двора. Но при их просмотре за 1711 год нет упоминаний о длительной поездке царя на водораздел. Вернемся снова к статье в «Отечественных записках». Любопытная деталь: П.Львов упоминает, что читал книгу Перри не в оригинале, а в переводе на французский. Перри, с его слов, писал: «К отвращению таких неудобств угодно было Его Величеству, чтобы отыскал я три разные судоходные пути от Ладожского озера до реки Волги». А вот что сказано в более точном переводе: «Во избежание всех этих бед Его Величество благоволил послать меня осмотреть три разных пути от Ладожского озера до Волги». Разница существенная: «отыскать» и «осмотреть» ! Перри пишет далее, что ему было приказано «снять на чертеж» течение нескольких рек, проследить их истоки и водоразделы. Другими словами, Перри получил программу изысканий, которую и выполнил по мере сил. Эта программа, составленная Петром, предусматривала рекогносцировку трех направлений, в том числе и того, которое позднее было принято строителями Мариинской системы. Перри вернулся из Озерного края с чертежами и донесениями, в которых говорилось, в частности, о возможности и преимуществах устройства водного пути через Вытегру — Ковжу — Белое озеро — Шексну. К чести Перри, он не пытался выдать себя за первооткрывателя этого варианта. Он только сумел правильно оценить преимущество этого вариант перед другими. Перри работал не один. Он говорит о своем помощнике «мистере Корчмине», которого именуют главным царским инженером. Сохранились ли свидетельства очевидцев первых изысканий будущей Мариинской системы, кроме сочинения Перри? Почти столетие спустя после выхода книги шотландца был расспрошен 115-летний старец Пахом, живший близ деревни Рубеж, которая и поныне существует у водораздела Вытегры и Ковжи. Именно Пахом, как утверждают историки системы, показал место, где стоял шалаш Петра и, где тот отдыхал после десятидневных походов по лесам и топям. На этом месте позже поставили обелиск. Подробностей о Петре старик сообщил мало. Зато он хорошо помнил Перри, которого именовал «немчиною», помнил и Корчмина. Перри, по описанию старика, страдал тучностью и не мог сам ходить по болотам. Его носили на жердях, переплетенных ветками. У шотландца было «медное блюдце со сквозными рожками» (астролябия) и «длинное сквозильце», в которое тот смотрел, когда выходил из лесу, — по-видимому, подзорная труба. Такие же инструменты, по словам старика, были и у Корчмина. БЫЛ ЛИ ПЕТР НА ВОДОРАЗДЕЛЕ ВЫТЕГРЫ И КОВЖИ (НА МЕСТЕ ОБЕЛИСКА) В 1711 Г.? Или это миф Мариинской водной системы? По книге Георгия Кублицкого «ВОЛГА — БАЛТИКА. ВОЛГО-БАЛТИЙСКИЙ ВОДНЫЙ ПУТЬ В ПРОШЛОМ И НАСТОЯЩЕМ.» Изд. «Речной транспорт, Москва, 1961 г. См. обсуждение (№ 18713) |
Фотографии
Из фото-коллекции
Из хронологии
Обновления и блог
|